Постнатальное развитие это
Постнатальное развитие – с момента рождения и до смерти. Для того чтобы оценить все последствия воздействия алкоголя на ребенка после его рождения, надо иметь в виду, что ребенок до совершеннолетия — постоянно развивающийся организм.
Особенности постнатального физического и психического развития ребенка резко повышают вредоносность алкоголя для его организма и возможность его превращения в больного — алкоголика.
Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.
Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и к качественным изменениям.
Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни в коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.
Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем.
Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.
В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах и тканях, таких, как кости, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.
Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показатель роста организма – это повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей.
Шесть стадий развития ребенка
По современным представлениям, принято выделять шесть стадий развития ребенка:
- 1) период новорожденности (от рождения до 28 дней);
- 2) грудной возраст (от 28 дней до 1 года);
- 3) ранний возраст (от 1 года до 3 лет);
- 4) ранний дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);
- 5) школьный возраст (от 7 до 15 лет);
- 6) подростковый период (от 15 до 17 лет).
Каждый возраст имеет свои анатомо-физиологические и функциональные особенности. Увеличение роста, окружности грудной клетки, массы тела, изменение с началом ходьбы положения тела из горизонтального в вертикальное, развитие речи, нарастание массы мозга и усложнение его функций — это лишь некоторые этапы в развитии ребенка.
Интранатальный период начинается с регулярных родовых схваток до перевязки пуповины (от 2-4 до 15-18 ч).
Период новорожденности начинается с момента рождения ребенка и продолжается до 4 т нед. Его продолжительность зависит от степени зрелости новорожденного. Это первый период внеутробной жизни, когда происходит процесс приспособления ребенка к новым условиям внешней среды. В организме н овонародженого происходит интенсивная перестройка различных систем и органов, которые характеризуются морфологической незаконченность строения и функциональной незрелостью.
Все системы организма находятся в ста ни неустойчивого равновесия, и даже незначительные изменения условий жизни новорожденного могут вызвать значительные изменения состояния его здоровья. С момента рождения начинает функционировать малый круг кровообращения и отбывает ться переход на легочное дыхание. Новорожденный переходит на энтеральный тип питания.
В коре головного мозга преобладают процессы торможения над процессами возбуждения, что проявляется значительной длительные. Число сна (20-22 ч в течение сутоквж доби).
Неонатальный период
Неонатальный период объединяет два под периоды
Ранний неонатальный период (от рождения до 7-ми суток — 168 ч).
В настоящее время наблюдаются пограничные состояния: физиологический катар кожи, физиологическая желтуха, физиологическая потеря массы тела, сечокы ислий инфаркт, половой криз, а также выявляются аномалии развития, фетопатии, наследственные заболевания, гемолитическая болезнь при антигенной несовместимости крови матери и плода, клинические проявления родовой травмы, асфиксии, последствия внутриутробного инфицирования или инфицирования во время родов, проявления аспирационного синдрома; гнойно-септические заболевания, вирусные поражения кишечника и дыхательных путей; синдром дыхательных расстройств вследствие незрелости легочной ткани и гипертензии малого круга кровообращениегу.
Поздний неонатальный (от 7-й до 28-го дня жизни — 21 день). Период восстановления после перенесенных дезадаптационных синдромов
Перинатальный период длится с 28-й недели беременности до 7-го дня жизни. Включает поздний фетальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды
Для оценки физического развития новорожденного используют средние статистические показатели основных параметров зависимости от гестационного возраста или оценочные таблицы по типу перцентили.
Гестационный возраст в определяют по времени последней менструации матери, дате первого шевеления плода, по данным объективного обследования вагитноив женской консультации, включая ультразвуковое исследование, а также на основ и клинической оценки степени зрелости новонародженого.
Відповідно до статистичних даних показники у межах.
М ± 2σ або. Р 10-90 вважаються за нормальні для даного гестаційного віку, а відхилення у середньому. М на 2σ та більше або понад.
Р 90 та нижч че. Р 10 является резким отклонением от нормы. Важное значение для оценки физического развития имеет характеристика пропорциональности телосложения и состояния питания новорожденного младенцеви.
Определение критериев живонароджености и мертвонароджености
Живонародженисть — это полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, который после такого отделения дышит или проявляет другие признаки жизни, такие я как сердцебиение, сокращение мышц, пульсация пуповины, независимо от того, перерезана она или нет, отслоившейся плацента.
Каждый продукт такого рождения считается живорожденныхм.
Смерть плода (мертворожденный плод) — это смерть продукта зачатия до его полного изгнания или извлечения из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности.
На смерть указывает тот факт, что после такой ого отделения плод не дышит или не проявляет любых других признаков жизни, таких как сердцебиение, пульсация пуповины или определенные движения мышцев.
доношенных новорожденных — ребенок, родившийся при сроке гестации от 37 нед до 42 мес со средними показателями массы тела.
У доношенного новорожденного ребенка голова составляет 1/4 части тела важно ное значение имеет определение формы головы и окружности черепа при рождении течение первых 2-3 дней жизни у ребенка сохраняется конфигурация черепа, обусловленная прохождением головки через родовые пути и матери. К вариантам нормы относятся такие формы черепа, как долихоцефаличний, брахицефаличний, черепа виде башни.
Окружность головы у доношенных детей составляет 33-36 см, может превышать окружность грудной кл иткы на 1-2 см. Большое темечко открытое, его размеры в норме не превышают 2,5-3 см. Малое темечко — в диаметре не более 0,5 см — может быть открытым у 25-30% доношенных оджених.
- Недоношенный новорожденный — ребенок, родившийся в срок от 24 до 37 полных недель гестации
- переношенной новорожденный — ребенок, родившийся в срок 42 полные недели гестации и более
При сопоставлении показателей физического развития ребенка и срока гестации (гестационного возраста) выделяют следующие группы детей:
- 1 новорожденного с большой массой тела
- 2 Новорожденные с нормальным физическим развитием для определенного гестационного возраста
- 3 новорожденных с низкой массой тела относительно гестационного возраста или новорожденные с задержкой внутриутробного развития
- 4 Новорожденные с внутриутробной (урожденной) гипотрофией
Пренатальный и постнатальный онтогенез
Онтогенез – это постепенное развитие конкретного индивида от момента зарождения до смерти. Индивидуальное развитие каждого организма делится на два периода пренатальный и постнатальный.
Пренатальный онтогенез в свою очередь подразделяется на три периода: герминативный, зародышевый и плодный.
Герминативный период у человека охватывает первую неделю развития с момента оплодотворения до имплантации зародыша в слизистую оболочку матки. Зародышевый период длится от начала второй недели до конца восьмой недели, то есть с момента имплантации до завершения закладки органов.
Плодный (фетальный) период начинается с девятой недели и длится до рождения. В этот период происходит интенсивный рост организма.
Постнатальный онтогенез подразделяется на одиннадцать периодов:
1-10 день – новорожденные; 10 день -1 год – грудной возраст; 1-3 года – раннее детство; 4-7 лет – первое детство; 8-12 лет – второе детство; 13-16 лет – подростковый период; 17-21 год – юношеский возраст; 22-35 лет – первый зрелый возраст; 36-60 лет – второй зрелый возраст; 61-74 года – пожилой возраст; с 75 лет – старческий возраст; после 90 лет – долгожители.
Завершается онтогенез естественной смертью.
Суть пренатального онтогенеза
Пренатальный период онтогенеза начинается с момента слияния двух гамет и образования зиготы. Зигота последовательно делится, образуя бластулу, которая в свою очередь тоже делится.
В результате этого деления внутри бластулы образуется полость — бластоцель. После образования бластоцеля начинается процесс гаструляции. Суть этого процесса заключается в перемещении клеток в бластоцель и образовании двухслойного зародыша. Наружный слой клеток зародыша называется эктодермой, а внутренний – энтодермой.
Внутри зародыша образуется полость первичной кишки – гастроцель. В конце стадии гаструлы из эктодермы начинает развиваться зачаток нервной системы. Происходит это в конце второй начале третьей недели пренатального развития, когда в дорсальном отделе эктодермы обособляется медуллярная (нервная) пластинка.
Нервная пластинка вначале состоит из одного слоя клеток. Затем они дифференцируются на спонгиобласты, их которых развивается опорная ткань – нейроглия, и нейробласты, из которых развиваются нейроны.
В связи с тем, что дифференцировка клеток пластинки идет на различных участках с различной скоростью, она в результате превращается в нервный желобок, а затем в нервную трубку, по бокам которой располагаются ганглионарные пластинки, из которых впоследствииразвиваются афферентные нейроны и нейроны вегетативной нервной системы.
После этого нервная трубка отшнуровывается от эктодермы и погружается в мезодерму (третий зародышевый листок). На этой стадии медуллярная пластина состоит из трех слоев, которые впоследствии дают начало: внутренний – эпендимальной вытилке полостей желудочков мозга и центрального канала спинного мозга, средний – серому веществу мозга, а наружный (малоклеточный) – белому веществу мозга.
Вначале стенки нервной трубки имеют одинаковую толщину, затем боковые отделы ее начинают интенсивно утолщаться, причем дорсальная и вентральная стенки отстают в развитии и постепенно погружаются между боковыми стенками.
Таким образом, формируются дорсальная и вентральная срединные борозды будущего спинного мозга и продолговатого мозга.
С самых ранних стадий развития организма устанавливается тесная связь между нервной трубкой и миотомами – теми участками тела эмбриона (сомитами), из которых в последующем развиваются мышцы.
Из туловищного отдела нервной трубки впоследствии развивается спинной мозг.
Каждому сегменту тела – сомиту, а их насчитывается 34-35, соответствует определенный участок нервной трубки – невромер, от которого осуществляется иннервация этого сегмента.
В конце третьей – начале четвертой недели начинается формирование головного мозга. Эмбриогенез головного мозга начинается с развития в ростральной части нервной трубки двух первичных мозговых пузырей: архэнцефалон и дейтерэнцефалон. Затем в начале четвертой недели у зародыша дейтерэнцефалон делится на средний (мезенцефалон) и ромбовидный (ромбенцефалон) пузыри.
А архенцефалон на этой стадии превращается в передний (прозенцефалон) мозговой пузырь. Эта стадия змбриогенеза мозга называется стадией трех мозговых пузырей.
Затем на шестой неделе развития наступает стадия пяти мозговых пузырей: передний мозговой пузырь разделяется на два полушария, а ромбовидный мозг на задний и добавочный.
Средний мозговой пузырь остается неразделенным. В дальнейшем под полушариями образуется промежуточный мозг, из заднего пузыря образуются мозжечок и мост, а добавочный пузырь превращается в продолговатый мозг.
Структуры головного мозга, формирующиеся из первичного мозгового пузыря: средний, задний и добавочный мозг – составляют ствол головного мозга.
Он является ростральным продолжением спинного мозга и имеет с ним общие черты строения. Здесь располагаются моторные и сенсорные структуры, а также вегетативные ядра.
Производные архэнцефалона создают подкорковые структуры и кору. Здесь расположены сенсорные структуры, но нет вегетативных и двигательных ядер.
Промежуточный мозг функционально и морфологически связан с органом зрения.
Здесь образуются зрительные бугры – таламус.
Полость медуллярной трубки дает начало мозговым желудочкам и центральному каналу спинного мозга.
Этапы развития головного мозга человека схематично отображены на рисунке 18.
Суть постнатального онтогенеза
Постнатальное развитие нервной системы человека начинается с момента рождения ребенка. Головной мозг новорожденного весит 300-400 г.
Вскоре после рождения прекращается образование из нейробластов новых нейронов, сами нейроны не делятся. Однако к восьмому месяцу после рождения вес мозга удваивается, к 4-5 годам утраивается.
Масса мозга растет в основном за счет увеличения количества отростков и их миелинизации.
Максимального веса мозг мужчин достигает к 20-20 годам, а женщин к 15-19 годам. После 50 лет мозг уплощается, вес его падает и в старости может уменьшиться на 100г.
Пренатальный период и рождение
Пренатальное развитие, в ходе которого происходит развертывание унаследованного потенциала, является одним из самых ярких примеров процесса созревания.
Практически с момента зачатия ребенок становится элементом ситуации, складывающейся в окружающей его среде и, появившись на свет, представляет собой отнюдь не «чистый лист».
Развитие носит допсихический характер.
На генетическом уровне развитие совершается как созревание яйцеклетки. Актом оплодотворения происходит переход на морфологический уровень.
В результате многократного деления происходит дифференциация оплодотворенной яйцеклетки на составные части будущего организма. В это же время развивается нервная система. Через 2 месяца морфологические образования начинают функционировать, т.е. происходит переход на физиологический уровень и обеспечивается обмен веществ с окружающей средой (в биологическом смысле).
К середине 4 месяца происходит переход на нейрофизиологический уровень и нервная система начинает функционировать не только на уровне обмена веществ, но и на выполнение функций передачи (химическим способом, скорость передачи информации) информации, внешне это проявляется через шевеление плода.
К концу 8 месяца внутриутробного периода происходит переход на психофизиологический уровень.
Оплодотворенная яйцеклетка называется зигота, дроблением которой начинается развитие зародыша. Уже в первые часы развития зародыша число составляющих его клеток увеличивается.
Вслед за зиготой наступает герминальный период — время очень быстрого дробления зиготы и первичной организации клеток, который продолжается около 2 недель.
За герминальным следует эмбриональный период, во время которого происходит структурное развитие зародыша, занимающее около 6 недель. Наконец, начиная с 3-го месяца беременности и до родов идет фетальный период, в течение которого происходит созревание плода. Именно в этот промежуток времени начинают функционировать мышцы, органы и системы организма.
Многие процессы, необходимые организму, развиваются на протяжении этого последнего периода пренатального развития.
На позднее чем через 30 часов после оплодотворения зигота, продвигаясь по одной из фаллопиевых труб в направлении матки, делится на 2 клетки.
Затем, в результате второго дробления (через 10 часов), из этих двух клеток образуется 4, через 3 дня их 12, а вскоре и 16 и так далее. Первые клетки (бластомеры) крупнее обычных соматических клеток и тесно соприкасаются друг с другом.
Зародыш в это время похож на тутовую ягоду, поэтому эту стадию развития называют морулой (от лат. Morum – тутовая ягода).
Первые дни зародыш развивается в яйцеводе (фаллопиевой трубе) и благодаря сокращениям его мышечной стенки продвигается к матке.
Когда морула поступает в матку, между ее клетками накапливается жидкость, зародыш становится похожим на пузырек и называется бластоцистой. В это время образуется внутренняя масса клеток (эмбриобласт) и наружный покров полого пузырька (трофобласт). Из эмбриобласта впоследствии разовьется зародыш, а трофобласт (от лат trophe – пища и blastos – зародыш) превратится в плаценту.
Процесс дробления клеток ускоряется, так что к концу 6-го дня образуется уже более 100 клеток, которые содержат тот же набор ДНК.
На 5-6 день развития бластоциста прикрепляется к слизистой оболочке матки.
Внешняя оболочка бластоцисты прикрепляется к стенкам матки и становится плацентой, через которую происходит питание плода, а внутренние клетки — становятся эмбрионом. Процесс прикрепления клетки к матке называется имплантацией.
Количество клеток зародыша быстро растет, и на 2-ой неделе развития внутренние клетки бластоцисты разделяются на 2 слоя – наружный и внутренний зародышевые листки. Наружный даст в дальнейшем центральную нервную систему и кожные покровы, а внутренний – систему органов пищеварения и др.
(На 3-й неделе между ними появляется средний листок, который потом даст начало мышцам, хрящам и костям).
Зародыш на стадии 12-13 дней имеет длину всего 1,5-2 мм, без ясных очертаний тела. К концу 3-й недели он достигает 4 мм, а к концу 4-й – 8 мм.
Формирование пищеварительной системы начинается с появления первичного рта, после чего появляются внутренние органы и кишечная трубка.
Эмбриональным называют период, продолжающийся с конца 2-ой недели до конца 2-го месяца, считая с момента зачатия.
На этом этапе зародыш называют эмбрионом.
На третьей неделе появляется средний зародышевый листок, из которого развиваются мышцы, кости, хрящи, кровеносная система и выделительная система.
У 6-недельного эмбриона в наметившихся конечностях имеются хрящи, из которых разовьются некоторые крупные кости. К 8-й неделе полностью формируется хрящевой сколет конечностей.
В этот период интенсивно развивается позвоночник.
К концу 3-ей недели образуются зачатки конечностей, но без разделения их на отделы, в шейной части появляются жаберные щели, выделяется голова, которая имеет зачатки ушей, глаз и рта.
Первый месяц внутриутробной жизни завершается тем, что связь с матерью устанавливается с помощью пуповины.
Пищеварительная система продолжает развиваться, происходит расширение кишечной трубки, появляется поджелудочная железа.
С трехнедельного возраста можно обнаружить зачаток печени и желчного пузыря. Остальные отделы кишечника тоже развиваются интенсивно.
Органы выделения представлены зародышевой почкой, которая обеспечивает процессы фильтрации.
У крохотного зародыша длиной 2 мм закладывается предпочка (она расположена выше обычной), которую вскоре сменяет первичная почка, а затем появляется окончательная почка, занимающая свое постоянное место у плода, длина которого к этому времени достигает 12-18 см. Мочу образует лишь окончательная почка. К концу эмбрионального периода в мочевом пузыре обнаруживают до 80 мл мочи, не отличающейся по своему составу от мочи родившихся детей и взрослых.
Начинает развиваться нервная трубка, из которой в дальнейшем образуется спинной и головной мозг.
К середине третьей недели возникают первые кровеносные сосуды.
Сердце представляет трубку и оно начинает биться на 21 день со дня зачатия. Между появлением кровеносных сосудов и формированием сердца проходит всего 3 дня. С этого момента в сердце начинается образование полостей, перегородок, клапанов. Этот процесс завершается у зародыша 40 миллимитровой длины.
На 3-4 неделе начинают функционировать артериальные и венозные системы, увеличивается поток крови, который посылается сердцем через систему кровообращения.
Эти физиологические изменения носят зависимый от организма матери характер и самостоятельно функционировать не могут.
К концу второго месяца жизни появляются внешние признаки человека – лицо, глаза, уши, нос; в зачатках конечностей намечается разделение на отделы, затем появляются пальцы, вначале соединенные плавательной перепонкой.
Фетальный период продолжается с начала 3-го месяца и до момента рождения.
С 3 месяца эмбрион называется плодом.
В это время продолжается интенсивный рост. Голова выпрямляется и обозначается шея, а на пальцах появляются ноготки. Во второй половине 3 месяца появляются наружные половые органы.
К концу 3 месяца лицо напоминает человеческое, уши занимают нормальное положение.
Длина плода достигает 5 см. Он уже спит, упражняет свои мышцы, поворачивает голову, сгибает пальцы на ногах, открывает и закрывает рот.
При поглаживании живота ребенок сжимает пальцы в кулачок, т.е. происходят физиологические изменения, заключающиеся в мышечной активности. Эта мышечная активность слаба и мать ее не замечает.
К 4 месяцам движения плода отчетливо ощущаются.
В полную силу функционирует слуховой аппарат. Плод достигает 20-25 см, весит 250 грамм.
В возрасте 4,5 месяцев происходит переход на нейрофизиологический уровень, который проявляется через шевеление плода.
Начинают функционировать нервные клетки, которые являются проводником нервных импульсов.
Возникновение нервных клеток способствует появлению локальной передачи информации в мышечные образования.
Плод растет, вес достигает 500 грамм. Движения становятся более энергичными и легко обнаруживаются, начинают функционировать жировые и потовые железы, плод обладает зрительным восприятием, развиваются вкусовые ощущения.
У плода появляются брови и ресницы. Увеличивается подкожный жировой слой и при достижении 7 месяцев он уже способен жить самостоятельно вне организма матери.
Сердечно-сосудистая система не только транспортирует кровь, но и обеспечивает питание и дыхание ткани.
Появляются дыхательные движения, но они чисто внешние и представляют собой сокращение мышц.
При этом не происходит ни поглощение кислорода, ни расправление легочной ткани, поэтому околоплодные воды в легкие не попадают.
Пренатальный период завершается 8-ми месячным возрастом. После чего происходит переход к чисто младенческому возрасту и возникает новый психофозиологический уровень.
За 8-й месяц масса плода приближается к 2 кг, длина достигает 42 см.
Количество жира увеличивается и на 9-м мес. плод бывает достаточно упитанный, краснота кожи исчезает, на голове отрастают волосы. В среднем продолжительность внутриутробной жизни составляет 280 дней, но бывают и отклонения от 245 до 325 дней.
В последние годы говорят о том, что акселерация (ускорение роста и развития) коснулась всех стадий развития, в том числе и пренатального периода.
Так, приводятся данные, что с 1937 г. масса новорожденных во всех странах мира в среднем увеличилась с 3200 до 3390 г., масса плаценты достигла 500-550 г. (раньше была 450-500 г.), а внутриутробная жизнь увеличилась на 4 дня.
На протяжении всего внутриутробного периода развивается нервная система ребенка. На 3-й неделе у зародыша появляется утолщение в области средней части наружного зародышевого листка, так называемая нервная пластинка. Из нее сначала образуется желобок, потом нервная трубка, из которой развиваются все отделы ЦНС.
У 4-недельного зародыша можно обнаружить 3 мозговых пузыря, зачатки глаз и спинного мозга. А несколько позже готовы все отделы центральной и периферической нервной системы.
Хотя нервная система возникает очень рано, головной мозг продолжает развиваться на протяжении многих лет и после рождения ребенка.
Однако функционировать ЦНС начинает уже в материнском организме. На воздействия извне плод способен реагировать совершенно определенным образом.
Рождение для ребенка является большим потрясением, т.к. ему нужно приспособиться к новым условиям жизни. В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но в основных жизненных функциях еще долгое время остается биологически несамостоятельным существом.
Меняются физические условия:
- 1) ребенок попадает в воздушную среду и меняет тип своего дыхания (мышечное переходит в легочное);
- 2) он попадает в более холодную среду и меняет характер приспособления к температурным условиям;
- 3) он попадает в среду солнечного света и должен приспособиться к изменчивой освещенности;
- 4) меняет тип своего питания (планцетарное и переход к оральному).